18 февраля 2022 #Семья

Дети и компьютер: как найти баланс? Отвечает квантовый психолог

Содержание:

  1. Использование компьютера детьми: польза и вред
  2. Почему у детей формируется компьютерная зависимость
  3. Сколько ребенку можно сидеть за компьютером
  4. Ребенок и компьютер: как найти баланс

В связи с ростом использования смартфонов может показаться, что стационарные компьютеры и ноутбуки остаются в прошлом – во всяком случае для детей. Но ничего подобного. Школьники по-прежнему используют их для игр, учебы, общения со сверстниками. И часто это увлечение перерастает в настоящую зависимость. Дети и компьютер становятся лучшими друзьями, и родители просто не знают, как оторвать чадо от устройства.

Квантовый психолог Инна Тлиашинова, основатель Международной Академии «Мастер Разборов», предлагает свой взгляд на проблему. Разберемся, почему дети становятся зависимыми от компьютера и как помочь в этой ситуации.

Использование компьютера детьми: польза и вред

У всего в мире две стороны. Даже если вы проклинаете тот день, когда позволили своему ребенку увлечься гаджетом, не забывайте: устройство может приносить и огромную пользу, а не только вред. Просто вы изначально не совсем верно выбрали стратегию поведения. Но еще не поздно всё исправить, и мы расскажем, как. Если же ваши дети пока не зависят от компьютера, но вы опасаетесь, что это произойдет, то наш материал тоже будет вам полезен.

Примерно 20 лет назад компьютеры стали всё чаще появляться в домах людей. Еще через несколько лет они перестали быть просто игрушкой или предметом роскоши и превратились в необходимость, в полезную и функциональную вещь. Сегодня влияние компьютера на детей нельзя оценить как плохое или хорошее. Всё зависит от способов его использования, проводимого за ним времени, а главное, от того, насколько ребенок испытывает в нем потребность.

В чем заключается польза этого устройства для детей:

  • оно помогает получить быстрый доступ к нужной информации;
  • развивает умение искать и обрабатывать данные;
  • полезно в учебе и общении с одноклассниками и друзьями;
  • обеспечивает приятный досуг: игры, фильмы, познавательные программы;
  • повышает усидчивость и концентрацию;
  • позволяет ребенку самому занять себя, не дает ему скучать.

Даже эти «ужасные» и «жестокие» компьютерные игры для детей не всегда вредны. Они способствуют развитию реакции, повышают скорость мышления и принятия решений, улучшают мелкую моторику.

Но пользу устройство приносит только в случаях, когда ребенок не впадает от него в зависимость. Он легко может оторваться от него, когда ему говорят это сделать, использует технику преимущественно для учебы, общения и поиска интересной и полезной информации, не зависает в играх часами напролет. Если же использование им компьютера выходит за рамки, возможны отрицательные последствия:

  • снижение двигательной активности;
  • ухудшение осанки и зрения;
  • проблемы с аппетитом и сном, утомляемость;
  • снижение школьной успеваемости;
  • раздражительность, агрессивность, непослушание;
  • трудности в общении со сверстниками;
  • нежелание возвращаться в реальный мир.

Сложно уловить момент, когда простое и невинное увлечение перерастает у детей в зависимость. Наиболее красноречивый признак проблемы – это категорическое нежелание ребенка отрываться от гаджета. Он скандалит, устраивает истерики, грубит родителям, бастует. Другой серьезный признак – это ограничение интересов чада одним только компьютером. Он не встречается с друзьями, не читает, не гуляет, не играет в другие игры, кроме компьютерных, не хочет проводить время с родителями.

Почему у детей формируется компьютерная зависимость

Самая частая причина в следующем: так ребенок пытается сбежать и самоустраниться от каких-то проблем в реальной жизни. Виртуальный мир становится для него безопасным прибежищем, отвлекает от происходящего вокруг. Рассмотрим эту и другие причины более подробно.

Проблемы в семье

Когда у родителей проблемы в отношениях либо в семье возникают финансовые трудности, ребенку кажется, что весь его безопасный мирок начал рушиться. Родители перестают заботиться о нем, обращают меньше внимания и заняты своими проблемами. Неудивительно, что он сбегает в виртуальную реальность, чтобы забыться и отвлечься.

Стресс в школе

Снижение успеваемости, насмешки одноклассников, конфликты с учителями, переход в новую школу: любой из этих факторов может поспособствовать зависимости от устройства. Причина та же: онлайн ребенок чувствует себя более защищенным, чем в реальном мире.

Нехватка реального общения, скука

Часто дети, играющие в компьютер слишком много, банально мучаются от скуки. Такое бывает, если у ребенка мало друзей, он не ходит в развивающие секции и имеет узкий круг интересов. Компьютер же всегда под рукой: он помогает развеять скуку и найти занятие по душе.

Комплексы, неуверенность в себе

Слишком привыкают к электронным устройствам дети, которым сложно общаться со сверстниками. Это, как правило, застенчивые, скромные, тихие ребята, иногда даже изгои в школе. В Сети им проще найти друзей и раскрыться.

Ошибки воспитания

Но не всегда причины зависимости детей от устройств связаны с проблемами, стрессом, травмами. Порой родители сами невольно допускают ошибки в воспитательном процессе, приводящие к тому, что Всемирная паутина затягивает их чадо.

Поделимся случаем из нашей практики. У нас проходила обучение молодая женщина по имени Эвелина. Цель ее обращения к нам не была связана с воспитанием детей: ученица больше была заинтересована в карьере и зарплате.

Однако в ходе обучения наши ученики получают разборы на разные темы, в том числе связанные с семьей и воспитанием. И Эвелина поделилась тем, что ее тревожит: ее 12-летний сын Марк постоянно сидит за компьютером. Оторвать его от устройства становится всё сложнее. Подросток играет в компьютер не только в свободное время, но и вместо выполнения домашних заданий и обязанностей по дому.

Квантовый психолог внимательно изучил ситуацию Эвелины. Для этого ему пришлось обратиться к ее собственному детству, семье и воспитанию. Он установил, что мама Эвелины всегда придерживалась очень либеральной воспитательной системы. Она считала, что ее дочь достаточно разумна и не нуждается в постоянных запретах, контроле и понуканиях. И когда у женщины родился собственный сын, она стала повторять материнскую модель в его воспитании.

Хотя подобная система имеет свои плюсы, в воспитании детей нельзя ограничиваться попустительством. Периодически необходимо проявлять строгость и требовательность, чтобы ребенок не забывал: в семейной иерархии его место не первое. Эвелина этого не знала, и в результате Марк вырос избалованным, уверенным, что ему всё дозволено. Попустительствуя его прихотям, женщина и не заметила, как его интерес к компьютеру перерос в серьезную зависимость, а их с отцом родительский авторитет оказался подорванным.

12 лет – уже довольно большой возраст, к тому же осложненный половым созреванием. Повлиять на ребенка в такой период особенно тяжело. Однако эксперт сообщил заказчице, что, если не принять срочные меры, дальше станет хуже. Он объяснил Эвелине ее с мужем ошибки и помог составить программу действий, которые должны были помочь вернуть родительский авторитет и избавить Марка от зависимости.

Потребовался почти год, но женщина и ее муж тщательно следовали нашим рекомендациям. Им удалось решить проблему: ребенок за компьютером теперь проводит гораздо меньше времени. Он стал спокойнее и сдержаннее и начал больше уважать отца и маму.

Сколько ребенку можно сидеть за компьютером

Однозначно на этот вопрос ответить не получится. Всё зависит от возраста ребенка и от того, для каких целей он использует устройство. Ведь в условиях пандемии многие дети оказались вынуждены пользоваться гаджетами не только для развлечений, но и для обучения. Да и мнения специалистов по вопросу расходятся.

Наиболее частая рекомендация: до школы использование компьютера ребенком лучше исключить вообще. В младших классах суммарное время перед экраном не должно превышать одного часа в день, начиная с 5 класса его можно увеличить до 1,5–2 ч.

Также важно соблюдать следующие рекомендации:

  • Грамотно оборудуйте место работы: правильно установите монитор, подберите ортопедический стул. Следите за правильной посадкой ребенка.
  • Купите ему очки для работы за компьютером.
  • Следите за тем, чтобы он регулярно делал короткие перерывы.
  • Не давайте использовать гаджеты перед сном.

Также не разрешайте ребенку продолжать сидеть за компьютером, если у него краснеют, слезятся или пересыхают глаза, если он в целом выглядит утомленным и вялым.

Ребенок и компьютер: как найти баланс

Если не хотите, чтобы ваш ребенок без компьютера превратился в неуправляемое существо, вот советы и подсказки, которые помогут правильно выстроить баланс.

Будьте примером своим детям

Поверьте: ребенок перенимает определенную линию поведения не только у своих сверстников. Главным примером для подражания остаются родители. Поэтому в первую очередь вам следует начать с себя.

Возможно, вы тоже часами сидите за компьютером и отговариваетесь фразами по типу «Я уже взрослый, мне можно, а тебе нет», «Я за ним делом занимаюсь, а ты развлекаешься». А может, вы не выпускаете из рук смартфон, но ругаетесь на ребенка, когда он следует вашему примеру?

Станьте образцом для подражания. Избегайте пользоваться электронными устройствами в его присутствии без необходимости.

Решите проблемы

Вы уже поняли: зависимость не возникает на пустом месте. Если дети сбегают в виртуальный мир, значит, нужно разобраться: а что им, собственно, не нравится в реальном?

Проанализируйте семейную обстановку, ваши отношения с супругом, родственниками, финансовое положение. Изучите, как обстоят у ребенка дела в школе. Возможно, он скрывает свои проблемы и конфликты, мучается.

Не нужно давить на него и выпытывать. Просто будьте более наблюдательны: это ваш ребенок, никто не знает его лучше, чем вы.

Договоритесь о правилах использования компьютера

Следующий шаг – ограничить ребенку компьютер. Вызовите чадо на серьезный разговор. Не ругайте его и не осуждайте, говорите, как с взрослым и понимающим человеком. Спокойно объясните, что вас беспокоит, как много времени он проводит в Сети, что это может навредить ему, даже если пока он этого не чувствует. Дайте понять, что вы поступаете так не из вредности или желания его обидеть, а потому, что вы о нем беспокоитесь и обязаны принять меры.

Составьте график дня, в который внесете время и для развлечений за компьютером или смартфоном. Договоритесь о системе поощрений и наказаний для детей за соблюдение и нарушение правил. В таком случае оторвать ребенка от гаджетов без слез и истерик будет проще.

Создайте интересы в реальной жизни

Не может быть, чтобы компьютер был у ребенка единственным интересом. Найдутся и другие, просто нужно терпеливо поискать. Для начала попробуйте поговорить с ним. Если внятного ответа и пожеланий не добьетесь, действуйте экспериментально: попробуйте позаписывать его в разные кружки, по очереди. Но не заставляйте ходить туда, если видите, что он никак не может втянуться.

Научите использовать устройство с пользой

Компьютер может быть и помощником. Покажите ребенку интересные познавательные сайты для детей, развивающие игры. Можете даже давать ему простые, но увлекательные задания на поиск информации, например «Найди 5 интересных фактов про космос» или «Узнай, почему исчезли динозавры, и вечером расскажи мне».

Дети и компьютер – это непростая задача, которую предстоит решить родителям. На помощь в этом придут опытные эксперты Международной Академии квантовой психологии «Мастер Разборов». Наша уникальная методика поможет изучить ситуацию на глубинном уровне и найти выход. Наши ученики не только учатся решать свои проблемы, но и получают диплом государственного образца и быстро выходят на ежемесячный доход от 100 тысяч рублей. Также за время учебы на квантового психолога вы получите порядка 150 разборов различной направленности, которые сделают вас настоящим профессионалом и помогут обрести множество благодарных клиентов.

Рекомендованные статьи

28 июля 2021 #Семья

Как не воспитать маменькиного сынка: экспертный взгляд автора методики «Мастер Разборов» Инны Тлиашиновой

Array
(
    [0] => WP_Term Object
        (
            [term_id] => 10
            [name] => Семья
            [slug] => semya
            [term_group] => 0
            [term_taxonomy_id] => 10
            [taxonomy] => category
            [description] => 
            [parent] => 0
            [count] => 84
            [filter] => raw
            [cat_ID] => 10
            [category_count] => 84
            [category_description] => 
            [cat_name] => Семья
            [category_nicename] => semya
            [category_parent] => 0
        )

)
Смотреть все статьи
Читать далее

20 апреля 2021 #Семья

Как повысить самооценку ребенка: рекомендации квантового психолога Инны Тлиашиновой

Array
(
    [0] => WP_Term Object
        (
            [term_id] => 10
            [name] => Семья
            [slug] => semya
            [term_group] => 0
            [term_taxonomy_id] => 10
            [taxonomy] => category
            [description] => 
            [parent] => 0
            [count] => 84
            [filter] => raw
            [cat_ID] => 10
            [category_count] => 84
            [category_description] => 
            [cat_name] => Семья
            [category_nicename] => semya
            [category_parent] => 0
        )

)
Смотреть все статьи
Читать далее
ООО "МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ МАСТЕР РАЗБОРОВ" Контакты:
Адрес: Москва,
Телефон:7 991 888-71-03,