
Содержание:
- Индивидуальный подход
- Показываем пример
- Постановка цели
- Фантазии на тему «балерин» и «космонавтов»
- Результат, который можно увидеть уже сейчас
- Про эффективность пряников
- Увлеченность
- Самомотивация
- Организация рабочего места и распорядок дня
Парадоксально, но мотивация школьников к учебе сегодня оставляет желать лучшего. Это отмечают и родители, и учителя (которые зачастую «сваливают» вину за сложившуюся ситуацию друг на друга). Удивляет здесь то, что по своей природе дети любознательны. В них изначально заложено стремление к получению новых знаний. Достаточно посмотреть на малышей: им всё интересно, они неутомимы в своих исследованиях. Какая-то сила толкает их к освоению устройства этого мира. И делают они это не из-под палки – ими движет сильнейший внутренний импульс.
Но почему тогда ребенок теряет мотивацию к учебе, став школьником? Здесь всё сугубо индивидуально: единого рецепта для всех сразу не существует.
Квантовый психолог Инна Тлиашинова на основании своего большого опыта, с помощью методики «Мастер Разборов» помогла многим родителям решить проблему с мотивацией детей. Давайте разберемся, почему дети не хотят учиться, и как методика в этом поможет.
Индивидуальный подход
Само понятие «мотивация» имеет внутреннюю направленность. У каждого человека, даже еще совсем маленького, она своя. Что срабатывает с одним ребенком может оказаться неэффективным в отношении другого. Например, кто-то мечтает о признании окружающих, а другому важнее материальные поощрения. Здесь необходим сугубо индивидуальный подход.
Идеально, если с семьей работает специалист. Психолог быстро определит первопричину проблемы низкой заинтересованности именно вашего ребенка. Разберем случай из нашей практики.
Однажды за помощью в Академию обратилась женщина Елена. Среди прочих моментов ее очень интересовал вопрос – как мотивировать ребенка на учебу? Ее 8-летняя дочь-второклассница совершенно потеряла интерес к школе. Причем в первый класс девочка шла воодушевленной. Мама постаралась: она и к самому процессу обучения дочку заранее подготовила (та два года посещала развивающую студию), и настроила ее, и купила красивые школьные принадлежности.
Поначалу девочка с удовольствием ходила на занятия, тянулась к знаниям, даже начала читать книги не по программе, а для удовольствия. В следующем году ситуация изменилась. Теперь уже второклассница как-то «перегорела» – глаза потухли, домашние задания стали вызывать раздражение. Елене приходилось прибегать к нотациям и наказаниям, чтобы заставить дочь сесть за уроки. А утреннее пробуждение вообще стало делом нервозатратным и тяжелым. Ребенок напрочь потерял желание ходить в школу.
Елена сначала думала, что дело в учителе – возможно, ее стиль преподавания и поведения как-то изменился в худшую сторону. Взволнованная мать пообщалась с другими родителями и детьми, и поняла – причина кроется в чем-то другом.
Мотивация ребенка к учебе падала всё ниже и ниже. Поэтому Елена решила, что дальше тянуть нельзя, и обратилась к нам, в Академию.
С помощью методики «Мастер Разборов» причина потери интереса девочки к учебе была выявлена достаточно быстро. Оказалось, из-за боязни сглазить успехи дочери Елена совершенно не хвалила ее за успехи. А ребенку признание самого близкого и главного человека – мамы – было очень важно. Более того, когда малышку за достижения в учебе хвалили окружающие, Елена опровергала их слова (опять же «чтоб не сглазили»). А дочь всё это слышала, и важность школьных побед в ее глазах обесценивалась. Зачем стараться, для чего учиться, если мама всё равно ничего не замечает?
Проработав проблему вместе со специалистами, Елена смогла изменить свое поведение. Это было нелегко – ведь ее и саму редко хвалили родители. Из-за той же боязни сглаза, а еще «чтобы не зазнавалась». Такое явление на языке квантовой психологии называется родовой лояльностью.
Показываем пример
Есть одна очень мудрая английская пословица: не воспитывайте детей, воспитывайте себя – всё равно они будут похожи на вас.
Ребенок – он как губка, которая впитывает всё вокруг. Если наследник видит, что в свободное время его родители не расстаются с телефоном или просматривают пустые ток-шоу, то откуда у него возьмется мотивация на учебу? Другое дело – мама и папа, которые много читают, постоянно узнают что-то новое для работы и/или жизни, развиваются, путешествуют и т. д. Ребенок заражается этим настроением.
Важно обращать внимание детей на успешных людей, которые многого добились в жизни. Это могут быть ваши друзья, родственники или просто известные личности. Их путь к победам обычно труден и неразрывно связан с обучением, получением новых знаний, преодолением препятствий. Такие примеры хорошо мотивируют подрастающее поколение.
Постановка цели
Мотивация ребенка на учебу немыслима без четкой постановки цели. Маленький человек должен понимать, к чему он стремится. Только в этом случае у него возникает внутренний импульс к достижению желаемого.
«Правильная» цель обладает следующими характеристиками:
- краткосрочность: чем младше ребенок, тем короче срок – для учеников начальной школы даже год или два являются весьма туманной перспективой;
- соответствие внутренней системе ценностей ребенка;
- структурированность: лучше разбить движение к конечной главной цели на промежуточные этапы и отмечать прохождение каждого из них.
Фантазии на тему «балерин» и «космонавтов»
Чем раньше ребенок задумается о выборе будущей профессии, тем лучше для его мотивации к учебе. И неважно, что его предпочтения относительно карьеры будут часто меняться: малыш, мечтавший в первом классе стать космонавтом, уже в третьем начнет грезить о пути успешного программиста. Главное – это появление глобальной цели, достижение которой требует осознанной и направленной работы (для школьников, конечно же, это учеба).
Будущая балерина станет с большим желанием учить английский, чем девочка, не понимающая для чего ей нужен «лишний» язык, когда она и на русском неплохо объясняется. Ведь артистке балета придется общаться с агентами и поклонниками по всему миру.
Результат, который можно увидеть уже сейчас
Отсроченность результата, большой разрыв между приложенными усилиями и эффектом способны уничтожить заинтересованность ребенка в любом деле. Особенно это касается учеников младших классов. Поэтому важно ставить конкретные задачи, выполнение которых не займет много времени. Например, получение хорошей оценки за контрольную.
Создавайте детям ситуации успеха, в которых они могут проявить свои лучшие стороны. Так, если малыш увлекается темой космоса и много знает по ней, то помогите ему подготовить эффектный доклад для класса. Результат в виде пятерки и похвалы от учителя и признания одноклассников не заставит себя долго ждать.
Про эффективность пряников

Говоря о том, как мотивировать ребенка на учебу, нельзя обойти вниманием тему кнута и пряника. И пряники в этом деле гораздо эффективнее. Излишняя строгость, давление, родительские санкции часто вызывают обратный эффект: из чувства противоречия и от обиды сын или дочь совсем перестают учиться. А вот поощрения, напротив, могут послужить хорошим стимулом.
В случае с наградами действуют следующие правила:
- это не всегда что-то материальное, иногда более эффективны похвала и признание;
- между достижением и получением «пряника» за него не должно быть длительного временного разрыва;
- размер поощрения следует соотносить с величиной достижения;
- соблюдайте разумную пропорцию сочетания материальных и нематериальных стимулов.
Увлеченность
Ведущая деятельность детей – игровая. Увлечь ребенка учебой можно просто изменив формат подачи материала:
- развивающие тематические игры вместо нудной зубрежки;
- экскурсии, путешествия и посещение музеев вместо бесцветных лекций;
- яркие энциклопедии и интересные эмоциональные обучающие ролики вместо устаревших учебников и т. д.
Чаще общайтесь с ребенком, показывайте примеры, насколько важен тот или иной школьный предмет в жизни. Замотивировать школьника на учебу = увлечь его.
Самомотивация
Импульс к усвоению новых знаний должен исходить изнутри. Никакие внешние стимулы не приведут к желаемому результату. Если целью ребенка станет лишь получение приза, то он будет стремиться не к обучению, а поиску более короткого и легкого пути для подтверждения школьной успешности (доказательства для родителей). Например, сын или дочь просто спишут контрольную у отличника ради пятерки, за которую мама пообещала купить новые наушники.
Если же ребенок знает, что английский и математика – дисциплины, необходимые для освоения высокооплачиваемой профессии программиста, он будет стараться изучить предметы как можно глубже. Ведь это приблизит его к заветной цели.
Организация рабочего места и распорядок дня
Организационные моменты имеют определяющее значение для мотивации детей к обучению в школе. Грамотно оборудованное рабочее место и порядок на нем делают сам процесс выполнения заданий более приятным и легким.
То же касается и режима дня. Если он организован неправильно, ребенок может элементарно оказаться слишком уставшим для того, чтобы садиться за уроки. Достаточное количество часов сна, чередование умственной работы и физической активности – всё это очень и очень важно.
Итак, в деле пробуждения интереса детей к учебе должен быть реализован максимально адресный подход. Причины слабой мотивации у каждого ребенка свои. Так же, как и изначальный ее уровень.
В Международной Академии квантовой психологии «Мастер Разборов» с каждым обратившимся работают по индивидуальной схеме. Обычно результаты появляются быстро, ведь главное – это найти источник проблемы и начать с ним работу.