
Содержание:
- Причины детской жадности
- Этапы
- Чего не стоит делать, если вы хотите, чтобы ребенок перестал жадничать
- Как научить малыша делиться
- Подведем итог
С проблемой детской жадности знакомы многие родители. И немало из них начинают чувствовать себя по-настоящему неловко, когда на игровой площадке или во время прогулки ребенок упорно не желает делиться с другими детьми. Как вести себя в этом случае? Основатель и эксперт Международной Академии квантовой психологии «Мастер Разборов» Инна Тлиашинова дает свои советы.
Причины детской жадности
Если рассматривать жадность как одну из форм деструктивного поведения, ключевой причиной нужно признать нехватку внимания со стороны родителей. В этом случае именно эмоциональные реакции – сильные и продолжительные – становятся единственным шансом малыша стать замеченным. Также к распространенным причинам жадности можно отнести:
- Ревность к другим детям, в особенности к братьям и сестрам, с которыми малышу приходится делить родительское внимание. Квантовая психология рекомендует уделять внимание не только тем детям, которые воспитываются в семье в настоящее время, но и тем, кто по различным причинам не смог родиться на свет. Зачастую именно проработка проблемы нерожденного ребенка и нарушенной вследствие этого иерархии в семье позволяет пролить свет на текущую проблему и найти пути выхода из нее.
- Гиперопека, потакание любым капризам. Эта модель поведения часто сопровождает тех, кто испытывает деструктивное чувство вины. Дети, в свою очередь, склонны перенимать состояние взрослых.
- Тревожность, замкнутость. Игрушки для таких детей – не просто вещи, но единственные друзья, которыми малыш дорожит. Еще одно проявление тревожности – чрезмерная бережливость, боязнь того, что вещь могут сломать или испортить другие дети.
Этапы

Проявление жадности у ребенка неразрывно связано с формированием у него понятия о своем и чужом. Оно проходит в различные этапы возрастного развития, среди которых можно выделить несколько основных:
- От 1,5 до 3 лет ребенок еще не знает, что существуют свои и чужие вещи, сам феномен принадлежности ему не знаком. Поэтому он старается охватить все обозримые, находящиеся в его поле зрения вещи.
- В 2–3 года ключевым моментом является формирование Я-концепции и умения отделять себя от внешнего мира. В словарном запасе впервые появляется местоимение «я», слово «нет», которым он может высказать свое недовольство чьим-либо поведением. Уже в этот период он может начать жадничать, но это поведение не имеет явной негативной окраски. Напротив, именно сейчас как никогда важно научиться уважительно относиться к границам – своим и чужим.
В раннем возрасте ключевой задачей развития является социализация, налаживание контактов со сверстниками. В это время важно донести до ребенка, что умение делиться – верный способ завести новых друзей, а быть жадным – значит добровольно обрекать себя на изоляцию. Также до 5 лет закладывается большая часть жизненных сценариев.
- Жадность у дошкольников уже является тревожным звоночком для родителей и сигналом того, что у малыша есть внутренние проблемы, о которых они не догадываются. Не стоит обвинять себя в этом: так или иначе, каждая семья сталкивается с трудностями воспитания. И обращаться к специалисту-психологу для их разрешения значит не расписываться в собственном бессилии, а проявить ответственное отношение к ним.
Во всех случаях решение проблемы потребует от родителя не категоричности и строгости, а последовательности и чуткости.
Чего не стоит делать, если вы хотите, чтобы ребенок перестал жадничать
Если родители хотят воспитать ребенка по-настоящему дружелюбным, приветливым, готовым приходить на помощь своим друзьям, стоит не только брать на заметку полезные советы, но и избегать ошибок, которые часто совершают в подобных ситуациях.
- Чрезмерная категоричность и жесткость, критика поведения. К сожалению, многие родители оказываются настолько обеспокоены жадностью, что не пытаются понять причины такого поведения, но сходу переходят к запретам, принуждению. А именно – заставляют делиться вещами, даже любимыми, с абсолютно всеми детьми,в том числе теми, кто им абсолютно не симпатичен. Эффективен ли подобный подход? Вряд ли. Квантовая психология предупреждает, что, ругая детей за их желания и стремления, родители рискуют перекрыть их энергию на успешную реализацию будущего.
- Угрозы наказаний. Будучи чрезмерно строги за нежелание делиться, родители, сами того не подозревая, формируют негативное восприятие щедрости. Особенно опасным психологи признают применение физических наказаний: отнимая у детей вещи, взрослые провоцируют их на аналогичное поведение в кругу сверстников. Следует запомнить: дети нуждаются во внимании со стороны родителя в любом его проявлении, ведь чаще всего за проступком кроется стремление быть замеченным.
- Излишнее акцентирование внимание на недостатке. Конфликтные ситуации, возникающие на почве детской жадности, зачастую причиняют родителям настолько сильный дискомфорт, что они долго не могут отпустить ее и в течение долгого времени напоминают о ней ребенку. Либо пытаются решить проблему нежелания делиться долгими уговорами, которые нередко не снижают остроту конфликта, а напротив, увеличивают ее, делая ситуацию более напряженной. Правильнее в таких случаях было бы отвлечь внимание ребенка, перевести его внимание на что-то другое.
- Запрет на выражение эмоций. Переживания, заблокированные в детском возрасте, в том числе негативные, могут обернуться серьезными проблемами в будущем. А именно – перекроют многие пути к самореализации и самораскрытию будущей личности.
- Приучение к чувству вины. Человек, привыкший чувствовать себя виноватым перед всеми и каждым, идет по жизни с неосознаваемым желанием постоянно себя наказывать. По этой причине будущее будет тяжелым и связанным с необходимостью постоянно преодолевать жизненные трудности, бороться с обстоятельствами. Это сводит к минимуму возможность добиться чего-то действительно значимого.
Важно! Избавить близких от чувства вины можно, только избавившись от него самому. В этом может помочь методика «Мастер Разборов». Глубокая проработка эмоциональных состояний послужит лучшим доказательством того, что жить без вины не просто можно, но и нужно.
Как научить малыша делиться
Квантовая психология всегда акцентирует внимание на зеркальных нейронных связях, которые позволяют детям использовать действия родителей в качестве поведенческого эталона. Именно поэтому первый вопрос, которым задается осознанный взрослый в любой проблемной ситуации, – какой пример он видит перед собой? И в каком направлении стоит менять свою жизнь?
Приведем пример. К нам на курс обратилась Анна, в числе вопросов которой были проблемы с ее восьмилетней дочерью. В школе у девочки сложились достаточно натянутые отношения со сверстниками, они считали ее жадиной и к тому же зазнайкой. В школе она стремилась быть отличницей, просила и, конечно же, получала от родителей за хорошие оценки всё самое дорогое и лучшее: телефон, красивые аксессуары для волос, модную одежду. О том, чтобы поделиться с кем-то своими «сокровищами», речи и не шло.
В ходе разбора эксперты Академии выяснили, что с девочкой долгое время проводила ее бабушка. Пока та не умерла, малышка постоянно находилась под присмотром и впитывала советы старшего родственника. Бабушка внушила ребенку, что нужно бережно хранить всё то, что ей дали родители, и не давать никому вещи, чтобы друзья нечаянно, а то и специально из зависти не сломали их. Следуя совету, дочь Анны закрылась от внешних связей, воспринимая общение с ровесниками как враждебное, несущее вред. Недостаток внимания матери в тот период времени также оставил на психике девочки свой след. Попытка урвать немного внимания мамы любой ценой также стала своего рода жадностью.
Тщательно проработав первопричины проблемы, мастера Академии смогли научить Анну уделять дочери достаточно времени и помогли изменить восприятие девочки, чтобы та стала смотреть на мир позитивно. Проблема жадности устранилась сама по себе.
Если посмотреть на проблему под углом квантовой психологии, развитие человека в раннем возрасте подчинено в ряде прочих закону лояльности – усвоению моделей поведения у родителей. Нейронные связи, подкрепленные негативными мыслями, обладают крайне высокой прочностью. Для того чтобы справиться с ними, в будущем человеку может потребоваться не один сеанс работы с психологом. Гораздо проще предотвратить подобное развитие событий, обратившись к методике «Мастер Разборов».
Один из ключевых моментов усвоения модели поведения – положительное эмоциональное подкрепление. Умение делиться должно вызывать у ребенка только позитивные эмоции – так эта привычка сможет закрепиться успешнее и надежнее. Для этого нужно, прежде всего, личным примером показывать, как приятно приходить людям на помощь. Можнорассказать истории из своего детства. Если ребенок начнет делиться своими вещами с другими детьми, его обязательно нужно похвалить за этот шаг.

Эффективным воспитательным инструментом являются эмоционально-окрашенные примеры: сказки и мультфильмы. Во многом именно через них формируется представление детей об окружающей действительности, одобряемых и порицаемых моделях поведения. Можно ненавязчиво предложить посмотреть мультфильм о том, где главные герои показывают, как плохо быть жадным, сколько радости приносит взаимопомощь.
Одним из ключевых законов Вселенной является закон баланса. Объяснить его принцип малышу, имеющему пока ограниченный жизненный опыт, непросто, тем не менее его можно ярко проиллюстрировать. Для того чтобы каждый видел больше выгоды в умении делиться, можно не просто предложить ему на время дать свою вещь кому-то другому. Нужно объяснить, что теперь он тоже может попросить что-нибудь. Таким образом, разумная щедрость будет идти на пользу обоим детям.
Подведем итог
Какую бы стратегию взаимодействия с подрастающим поколением ни выбирали взрослые, следует помнить: все негативные сценарии будущего записываются еще в раннем детстве. А перезаписать жизненный опыт значительно сложнее, чем изначально создать благоприятную стратегию развития для будущего. Помочь наладить контакт с детьми, а заодно разобраться со своими проблемами поможет Международная Академия квантовой психологии «Мастер Разборов». Здесь вы можете получить уникальные знания и навыки, благодаря которым проработаете все волнующие вас вопросы, в том числе касающиеся воспитания детей. После курса вы сможете начать сами делать разборы и зарабатывать от 100 тыс. рублей в месяц.