
Содержание:
«Я мыслю, следовательно, существую»: так говорил известный французский философ Рене Декарт. Эта фраза неспроста стала крылатой: наша способность размышлять, рассуждать, анализировать и строить умозаключения – это основная часть познавательной деятельности человека, его существования, знакомства с мироустройством. Поговорим о том, как можно развить мышление с помощью простых действий и упражнений для мозга. Рекомендации предлагает Инна Тлиашинова, эксперт в области квантовой психологии и основатель Международной Академии «Мастер Разборов».
Что такое мышление
В психологии мышление относят к высшим психическим функциям и познавательным процессам, наряду с памятью, восприятием и речью. Основные знания об окружающем мире человек получает с помощью восприятия, то есть органов чувств. А мышление позволяет получать знания о тех свойствах и явлениях, которые не могут быть получены благодаря восприятию. Иными словами, мышление помогает опосредованно отражать действительность.
Этот психический процесс интересует людей с древности, и особенное внимание ему уделяли античные философы, в частности Парменид и Платон. А Аристотель ввел понятие логики – науки о мышлении. Позже ученые выделили основные мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, обобщение, сравнение и другие.
Разновидности
Ученые предлагают разные классификации мышления. Наиболее понятна та, в рамках которой выделяют два главных типа: практическое (конкретное) и теоретическое (абстрактное).
Практическое мышление имеет два вида:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное.
Наглядно-действенное мышление – первое, которое формируется у маленьких детей. Оно связано с их познанием через взаимодействие с реальным миром и различными предметами. А при наглядно-образном мыслительная задача решается в уме с помощью конкретных образов, имеющихся в памяти. Оно тесно связано с воображением и формируется в дошкольном возрасте. Проще говоря, ребенку уже не нужно обязательно взаимодействовать с предметом, чтобы понять, как он работает и какие свойства имеет.
Теоретическое мышление тоже разделяют на два вида:
- словесно-логическое;
- абстрактно-логическое.
Эти типы формируются уже в школе и являются самыми сложными. В первом случае человек учится оперировать не предметами или образами, а понятиями и логическими конструкциями. Это мышление тесно связано с вербальными способностями. А абстрактно-логическое появляется последним – в возрасте 12–15 лет. Оно связано с умением оперировать абстрактными понятиями, то есть категориями, не существующими в природе («число», «отличие», «значение» и т. д.).

Как развить мыслительные способности
Предлагаем несколько полезных и простых способов. Удобно, что воспользоваться ими можно даже в домашних условиях.
Больше читайте
Погружаясь в интересную книгу, мы получаем большой поток информации и одновременно выполняем над ней мыслительные операции: сравниваем, классифицируем, обобщаем сведения, выделяем главное, откладываем второстепенное, анализируем поступки персонажей. Одновременно задействуются и другие психические функции – память, воображение, а также развивается вербальный интеллект.
Чтобы усовершенствовать мышление, стоит выбирать крупные литературные формы художественного жанра. Обилие персонажей, сюжетных линий и событий усложняет мыслительную задачу, но от этого мозг получает больше пользы. В художественных романах часто поднимаются серьезные нравственные, социальные и политические вопросы, которые дополнительно активизируют мыслительную функцию. Еще очень полезно читать детективы: так мозг вообще не отключается от процесса, ища ключ к загадке автора.
Пользуйтесь неведущей рукой
Как вы знаете, мозг состоит из двух полушарий. Правое полушарие контролирует левую сторону тела, а левое – правую. В популярной психологии и СМИ часто можно видеть утверждение, что правое полушарие мозга отвечает за креативность, воображение и эмоциональную сферу, а левое – за логику, аналитические способности и логическое мышление. На самом деле это утверждение не совсем верное: функции мозга распределены по обоим полушариям примерно одинаково.
Тем не менее для развития мышления очень полезно вовлекать в работу неведущую руку, то есть левую для правшей и правую для левшей. Так вы активизируете работу второго полушария мозга, которое обычно занимает пассивную позицию. Это увеличивает ваш умственный и творческий потенциал, ведь над решением задач будут думать сразу обе половинки серого вещества.
Полезнее всего – писать и рисовать неведущей рукой: мелкая моторика важна для развития мозга. Также рекомендуют использовать ее для еды, расчесывания волос, чистки зубов. Еще можете попробовать чередовать обе руки, используя компьютерную мышку.
Разгадывайте кроссворды и головоломки
Следующий шаг к улучшению мыслительной функции – разгадывание сканвордов, кроссвордов, головоломок, судоку, сборка пазлов. Это способ провести время не только приятно, но и с пользой. Во-первых, так вы лучше запомните написания и значения слов, узнаете новые слова. Во-вторых, улучшается память. В-третьих, кроссворды и головоломки полезны для развития абстрактного и ассоциативного мышления. Они повышают скорость мыслительных процессов, увеличивают сообразительность и догадливость. А еще это прекрасный способ отвлечься, перезагрузиться, снять стресс.
Решение мыслительных задачек несет пользу не только для мышления. Оно улучшает кровоснабжение мозга, увеличивает число нейронных связей. А это – отличная профилактика старческих нарушений умственной деятельности.
Играйте в интеллектуальные игры
Эти игры основаны на применении эрудиции, кругозора, логики и сообразительности. Самые древние интеллектуальные игры – шахматы, нарды, шашки. Шахматы особенно полезны: они улучшают абстрактное мышление, учат терпению, сосредоточенности, расчетливости.
Также интеллектуальные игры можно смотреть по телевизору и в интернете. Вам могут понравиться такие шоу, как «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Слабое звено» и «Брейн-ринг». Их просмотр помогает повысить эрудицию, узнать много нового и интересного, а еще научиться быстро обдумывать вопрос и давать ответ.

Тренируйте память
Как и мышление, память относят к высшим психическим функциям, и один процесс неотделим от другого. Поэтому, если хотите улучшить мыслительную деятельность, уделите внимание памяти. В этом помогут:
- правильное питание (фрукты, овощи, злаки, витамин D, рыбий жир);
- здоровый сон (именно во сне происходит усвоение информации);
- спорт и медитации, прогулки на свежем воздухе;
- отказ от вредных привычек;
- специальные упражнения для памяти.
В качестве полезных упражнений подойдут, к примеру, игры в ассоциации, которые заодно разовьют ассоциативное мышление. Помощник называет вам пары слов с ассоциативной связью: муж – жена, вино – бокал, сад – дерево, тетрадь – ручка. Затем он должен называть первое слово в паре, а вы – второе.
Другая игра для улучшения мышления, воображения и памяти: попросите помощника читать для вас цепочки слов, не связанных между собой (к примеру, снегирь – троллейбус – памятник – часы – матрос – улыбка). Ваша задача – запомнить как можно больше слов. Для этого объединяйте их с помощью визуализации, забавных картинок. Например: «Снегирь едет в троллейбусе к памятнику часам. Рядом стоит матрос и улыбается». Постепенно увеличивайте длину и сложность цепочек, включая в них абстрактные понятия.
Вносите разнообразие
Полезно постоянно нагружать мозг новой, неожиданной информацией. Хороший совет – менять маршруты, которыми вы добираетесь до работы, магазинов, кафе, родственников. Выгуливайте собаку в тех местах, где раньше не ходили. Чаще отправляйтесь в другие кинотеатры, рестораны, клубы, а не в те, куда ходите всегда. Словом, следует постоянно активизировать мозг, подбрасывать ему неожиданности. Ему придется приспосабливаться к меняющимся условиям реальности.
Развивайте творческие способности
Творчество – настоящий плацдарм для развития мозга и его функционала. Особенно успешно себя зарекомендовала игра на музыкальных инструментах: вы одновременно улучшаете память, слух, концентрацию и моторику обеих рук (помните про полушария?). Также полезны рисование, рукоделие, пение. Еще можно попробовать себя в писательской деятельности: сочинять стихи, рассказы, романы или просто вести личный дневник. Не забудьте, что писать лучше от руки.
Как видите, есть множество способов развивать мыслительные способности. А главное – это можно делать в любом возрасте и без финансовых затрат.
Мы приглашаем вас пройти обучение в Международной Академии квантовой психологии «Мастер Разборов». Здесь вы познакомитесь с новой, нестандартной, но уже прекрасно себя зарекомендовавшей методикой Инны Тлиашиновой. Мы работаем с глубинными слоями психики, с ее познавательными функциями на уровне энергии квантовых полей. Пройдя обучение, вы получите диплом государственного образца. Он даст вам право самостоятельно проводить разборы на разные темы и зарабатывать на этом внушительные деньги – 100 тысяч рублей и более ежемесячно. А главное – вы научитесь самостоятельно решать собственные проблемы в любой сфере и находить нестандартные решения.